История сотовой связи Чувашии


Посвящается десятилетию сотовой связи...

Смотрите также:

обсудить на форуме >>>


История сотовой связи: первая пятилетка


1996 год


Судя по воспоминаниям сотрудников, 1996 год прошел довольно спокойно. Ключевое событие года - выборы президента РФ, не отразилось на работе местной сотовой связи.

С августа 1996 года в рамках компании "Чувашия Мобайл" начал выходить бюллетень "Сотовая связь для абонента", издаваемый сотрудниками компании.


Таблица: стоимость сотовых телефонов в середине 1996 года (миллионов рублей)
  Motorola Micro
TAC Elite
Motorola Micro
TAC Ultra Lite
Motorola Micro
TAC DPC-650
Nokia 2160 JRC PRT-830 JRC 8800
Стоимость телефона 13,66 млн. 6,49 млн. 5,64 млн. 6,8 млн. 3,38 млн. 4,1 млн.
Подключение городского номера 4,1 мнл. 4,1 мнл. 4,1 мнл. 4,1 мнл. 4,1 мнл. 4,1 мнл.
Минимальный авансовый платеж 1,37 млн. 1,37 млн. 1,37 млн. 1,37 млн. 1,37 млн. 1,37 млн.

Одна из первых реклам сотовой связи

Выдержка из статьи о сотовой связи за декабрь 1996 года: "Общее количество абонентов сотовой связи в городе Чебоксары достигло 670. Много это или мало? Решите сами. Первый абонент сотовой связи в городе Чебоксары приступил к работе 15 июня 1995 года, пятисотый (500!!!) - приступил к работе 12 июля 1996 года. Всего за 13 месяцев 500 абонентов!"


На конец 1996 года в Чувашии было 693 пользователя сотовой связи.


1997 год


В первые годы работы только одна базовая станция. Несмотря на большую зону покрытия базовой станции стандарта AMPS (около 30 км), уровень сигнала оставлял желать лучшего. Связь отсутствовала во многих помещениях: для того, чтобы позвонить - люди выходили на балкон, для приема звонков - телефон клали на подоконник. Спустя два года были проведены работы по улучшению качества связи. В мае был запущен ретранслятор в городе Новочебоксарск, благодаря чему сотовой связью была обеспечена большая часть города. В сентябре 1997 года - запуск базовой станции в северо-западном районе Чебоксар.


7 августа 1997 года зарегистрировано ЗАО "Шупашкар-GSM" - компания, которой предстояло стать конкурентом "Чувашия Мобайл". Как рассказывает Анатолий Дмитриевич Николаев, в то время компании СМАРТС требовался специалист, которому предстояло зарегистрировать предприятие, начать сбор документов и разрешений, вести работу по получению лицензии. Он взялся за эту работу. В то время "Чувашия Мобайл" казалось безальтернативной компанией. Многие связисты не верили в возможность сосуществования двух сотовых операторов.


Осенью 1997 года сотовая связь Чувашии вышла на новый уровень. Во-первых, 9 сентября количество абонентов сотовой связи Чувашии перевалило за тысячу. Во-вторых, в октябре 1997 года появился первый дилер. Им стала компания "Мир связи" Вячеслава Афиногеева.

Дилерская сеть - важная часть работы каждого оператора. Пользователям сотовой связи удобно покупать телефоны, вносить деньги на счет, узнавать справочную информацию не в офисе компании, а в местах, где они чаще находятся. Как бы компания бурно ни развивалась, она не может открыть свои офисы на каждой улице и в каждом доме. Зато это могут сделать дилеры. Договорившись с операторами сотовой связи, они помогают им подключать абонентов, продают телефоны и аксессуары, оказывают помощь в работе с существующими пользователями, взамен получая дилерское вознаграждение.

Сейчас в Чувашии сотни дилерских точек и салонов связи. Телефоны и карты оплаты продаются на каждом углу, а тогда сеть продаж только начинала создаваться. Дилерство в 1997 году было довольно непривычное по нынешним меркам занятие. Человек приходил в офис дилера, выбирал сотовый телефон, тарифный план и номер телефона, а дальше они с сотрудником дилерской точки ехали в офис компании прописывать телефон. В телефонах стандарта AMPS нет SIM-карт, потому организовать работу с дилерами технически сложнее.


К концу 1997 года в Чувашии стало уже 1258 абонентов сотовой связи.


1998 год


1 января 1998 года прошла деноминация рубля. Рубли превратились в копейки, тысячи в рубли, миллионы в тысячи. Рубль в те времена креп. При высоких темпах инфляции курс доллара к рублю за прошедшие 2,5 года возрос всего на 17% (с 5130 рублей 03.05.1995 до 5960 рублей 29.12.1997). Это способствовало удешевлению услуг сотовой связи.

Сотовые телефоны становились более доступными в долларовых ценах. Как писалось в рекламной брошюре февраля 1998 года, "Цена самого простого сотового телефона составляет всего $250. Подключиться к сети ЗАО "Чувашия Мобайл" можно всего за $350!"


Дефолт


Кризис августа 1998 года повлек стремительное удорожание доллара. Сотовая связь, привязанная к американской валюте, также подорожала. Рост расходов в 3-4 раза был мало кому по карману. Подключения практически прекратились, количество активных абонентов начало резко сокращаться. Если на 17 августа 1998 года в Чувашии было 1563 абонента сотовой связи, то после кризиса количество активных пользователей сократилось до 800 человек.

Пока абонентов было немного, принято решение переписать нумерацию с 49ХХХХ на 60ХХХХ (это требовало внесения изменений в аппарат каждого пользователя) и осуществить перенос коммутатора. Достаточно долгое время у пользователей сотовой связи параллельно существовало два вида номеров 49-е и 60-е.

В ноябре 1998 года введен в действие новый коммутатор, значительно увеличивший перечень дополнительных услуг. Впервые появилась услуга определения номера. Новый коммутатор был установлен в здании ГТС на ул. К.Иванова, 83.


Дефолт негативно отразился и на "Шупашкар-GSM". 16 января 1998 года компания получила лицензию на предоставление услуг сотовой связи в стандарте GSM-900. 15 августа совместно со специалистами Italtel начат монтаж оборудования. Вскоре выяснилось, что оборудование, которое было взято в рассрочку, подорожало в 3-4 раза. На темпах строительства сети это не отразилось, а вот возвращать средства пришлось значительно дольше запланированных сроков. В результате 1998 год, по мнению Анатолия Николаева, оказался самым сложным в истории компании.


К концу года подключения возобновились. Возвращались и те, кто отложил телефон в первые месяцы кризиса. Этому способствовали и специальные акции, предлагавшие условные единицы по ценам ниже курса доллара. В конце года количество пользователей сотовой связи достигло 1408. Несмотря на финансовый кризис, оно даже немного увеличилось по сравнению с началом года.


1999 год


Зона покрытия Чувашии Мобайл

В декабре 1998 - январе 1999 года запущена базовая станция ЗАО "Чувашия Мобайл" в Канаше (связь стандарта GSM появится в Канаше на три года позже 9 февраля 2002 года). Сотовая связь впервые вышла за пределы Чебоксар и Новочебоксарска. Было получено 200 канашских городских номеров, благодаря чему у абонентов из Канаша была возможность принимать звонки и на чебоксарский и на канашский номера.

Оборудование для сотовой связи стоило очень дорого. Базовая станция в Канаше обошлась компании где-то в пол миллиона долларов. Канал до Чебоксар был арендован у Связьинформа. В Канаше не стали открывать офис. Там работал дилер - Сергей Лабзин.

По мнению Николая Хурсевича, открытие в Канаше хоть и не принесло больших доходов напрямую, все же оправдало себя косвенно. Поскольку связь в Канаше была установлена, многие люди подключались в Чебоксарах и это было выгодно.

Строительство базовой станции в Канаше стало последней масштабной инвестицией в стандарте AMPS. Вынашивались планы строительства базовых станций в других райцентрах Чувашии, но они были заморожены. Уже тогда стало ясно, что у стандарта AMPS нет больших перспектив. В России полным ходом шло развитие нового стандарта связи - GSM.


Открытие "Шупашкар-GSM"


1 апреля 1999 года - начало коммерческой эксплуатации ЗАО "Шупашкар-GSM".

Торжественных мероприятий не было. Компания просто открылась и начала работать. Подключения начались в первый же день. Первыми абонентами стали АББ-Реле, Элара, Телефонстрой.

Первоначально где-то до весны 2000 года офис компании располагался в Юго-Западном районе Чебоксар на ул. Энтузиастов, 24.


Выдержки из прайс-листа:
Разовые платежи: Цена, у.е.
Подключение к сети с выдачей SIM-карты, когда
оборудование приобретено Абонентом у ЗАО "Шупашкар-GSM"
30
Услуги по тестированию телефона приобретенной не
у ЗАО "Шупашкар-GSM"
200
Аванс при заключении договора 100
Регистрация в УГСН 5

Подключиться к сети Шупашкар-GSM со своим телефоном было возможно, но это выходило дороже, чем приобрести телефон у компании.


Выдержки из прайс-листа:

  Авансовый метод оплаты
цена, у.е.
Тарифные планы "Стандарт" "Эконом" "Престиж"
Абонентская плата 18 43 114
Стоимость минуты с 7:00 до 23:00 0,41 0,27 0,11
Стоимость минуты 0,11 0,11 0,11

Тарификация поминутная. Первые 10 секунд разговора были бесплатны.

Оплата междугородних и международных переговоров проводилась по тарифам ОАО "Связьинформ" ЧР. За возможность пользоваться междугородними звонками необходимо платить абонплату 7 у.е. в месяц.

Услуга определения номера - 5 у.е. в месяц.


Сколько стоили сотовые телефоны в апреле 1999 года узнать не удалось. Удалось найти лишь цены конца 1999 года. Тогда продажей телефонов занималась компания Шупашкар-GSM.


Siemens C10 - 4053 руб.
Siemens S6 Power - 3645 руб.
Siemens S25 - 14850 руб.
Motorola M3188 - 6850 руб.
Motorola CD 930 - 9450 руб.
Nokia 3210 - 8640 руб.
Nokia 5110 - 6804 руб.
Nokia 6110 - 9990 руб.
Nokia 6150 - 12555 руб.
Ericsson T18 - 13500 руб.
Ericsson T10 - 9450 руб.
Ericsson A1018 - 6804 руб.
Ericsson 868 - 7560 руб.
Samsung SGH-600 - 10600 руб.
Sagem RC-715 - 4563 руб.
Benefon IO - 8343 руб.

Подключение городского номера телефона - 2400 руб. Выдача разрешения ГСН - 160 руб. Минимальный авансовый платеж - 1200 руб.

В итоге, для того чтобы подключиться с самым дешевым сотовым телефоном Siemens S6 Power надо было заплатить: 3645 + 2400 + 160 + 1200 = 7405 рублей.


Первоначально действовал "механический" роуминг. Абонент, желающий отправиться в другой регион, приходил в компанию и получал SIM-карту с каким-то количеством денег на счету, специально предназначенную для роуминга. В течение 1999 года был открыт национальный (22 июня) и международный (8 декабря) автоматический роуминг. Автоматический роуминг стал одним из ключевых преимуществ стандарта GSM.

Инвестиции в Шупашкар-GSM на момент открытия составили около 3 миллионов долларов. Учредителями компании были СМАРТС и частный акционер из Петербурга. В 2002 году СМАРТС выкупили его долю акций.

Первый дилер "Шупашкар-GSM" появился летом 1999 года. Это была компания АСТ, расположенная по ул. Ильбекова, 4.

К концу года Шупашкар-GSM подключили 420 абонентов. У "Чувашии Мобайл" было 1831 абонентов. Сложив эти цифры, можно говорить о том, что в конце 1999 года в Чувашии было более 2200 пользователей сотовой связи.


2000 год


28 января 2000 года в Чувашии стала доступна привычная сейчас услуга приема-передачи SMS-сообщений. Сложно поверить, что до этого данной услуги в Чувашии просто не существовало.


В 2000 году обострилось противостояние между стандартами AMPS и GSM. Операторы стандарта GSM пошли в наступление. Их главными козырями были: реклама стандарта как цифрового на федеральных телеканалах и наличие автоматического роуминга.


Преимущества GSM:
  • Автоматический роуминг;
  • Больший выбор сотовых телефонов;
  • SMS-сообщения;
  • Невозможность клонирования трубки;
Преимущества AMPS:
  • Большая зона покрытия;

В те годы GSM-операторы, чтобы показать новизну стандарта связи, в котором они работают, добавляли к названиям своих компаний "-GSM": Би Лайн GSM, МТС GSM, Кубань GSM, СМАРТС GSM и т.д. Стандарт AMPS постепенно сдавал позиции.

Рассматривался вариант перевести "Чувашия Мобайл" из AMPS в DAMPS. но в таком случае резко сокращалась зона покрытия. Для обеспечения жизнеспособности сети требовалось строить новые базовые станции. Даже с большим количеством базовых станций стандарт DAMPS не смог бы конкурировать с GSM.


К концу 2000 года "Шупашкар-GSM" поравнялись с "Чувашия Мобайл" по количеству абонентов - у обеих компаний к этому времени было примерно по 2100 абонентов сотовой связи. В течение года количество пользователей сотовой связи увеличилось почти в два раза.


начало продолжение

обсудить на форуме >>>


Текст - Алексей Радченко

Интернет-портал НА-СВЯЗИ.ru, февраль - апрель 2005 года


Примечание: многие факты и данные приведены по воспоминаниям очевидцев и могут содержать ошибки и неточности.

Внести исправления и дополнения можно, позвонив по телефону 44-15-55 (служба обновления информации на справочном портале cheb.ru), или в специальной теме на форумах.

Сайт размещен на площадке компании "ВымпелКом (Билайн)"

наверх