НА-СВЯЗИ.ru > Публикации

Ценовые войны операторов сотовой связи


Пропустить историю обсудить на форуме >>>

Смотрите: Сравнение "Выгодные тарифы операторов сотовой связи"
(по состоянию на 14.10.2010 в разработке)

30 марта 2005 года компания "МегаФон" объявила о запуске в Чувашии тарифного плана "Просто". Тариф со стоимостью звонков по 50 копеек в минуту на все "мобильные" произвёл революцию на рынке. Некоторое время к нему относились с недоверием, но уже через две недели выстроились очереди из желающих подключиться. Более выгодного тарифа тогда не существовало, а сеть выдерживала нагрузки. В результате тариф просуществовал неизменным до осени, а компания "МегаФон" увеличила число абонентов более чем втрое. Это была наиболее эффективная акция времён ценовых войн.


Ценовые войны операторов сотовой связи начались давно. Когда-то еще "Чувашия Мобайл" и "Шупашкар-GSM" стремились переманить абонентов более низкими тарифами. Однако настоящее снижение цен на сотовую связь пришлось на 2004-2006 годы. Тогда, стремясь улучшить свои позиции на рынке, операторы предлагали всё новые и новые тарифы. Сотовая связь очень быстро превратилась из дорогой услуги во что-то общедоступное.


Ценовая конкуренция ведёт в тупик?


Тогда из операторских недр выдвигалась другая точка зрения - ценовые войны и демпинг ни к чему хорошему не приведут. Компании просто разорятся в борьбе друг с другом, у них не будет средств на строительство сети и запуск новых услуг. Сотовая связь за копейки будет некачественной. Поэтому "сотовики" должны не бороться друг с другом на "ценовом фронте", а привлекать абонентов интересными маркетинговыми предложениями, сервисом, новыми технологиями.


Эта идея была реализована после перехода на "Все входящие бесплатно" в июле 2006 года. Тогда появился интерконнект - плата за приземление трафика. Скажем, если у одного оператора сотовой связи есть тариф, позволяющий звонить на все мобильные за 5 копеек в минуту, и от него идёт звонок другому оператору сотовой связи, то оператор, принимающий звонок, получает за его приём (приземление) 95 копеек в минуту. Таким образом, исходящая связь дешевле этой отметки стала невыгодна.


Интересно, что ценовые войны породили множество абонентов-перебежчиков. В поисках более выгодных тарифов такие абоненты постоянно бегали из одной компании в другую. Противоположностью им были абоненты-консерваторы, не обращавшие внимание на стоимость звонков. Когда у них заканчивались деньги на счете, они просто шли в салон связи и пополняли свой счет. Такие абоненты не задумывались о тарифах, акциях, пакетах, а просто относились к сотовой связи как к хлебу в магазине.


Выбор сердцем, а не кошельком


С середины 2006 года операторы постепенно начали увеличивать тарифы на связь. Появлялись менее выгодные новые тарифные планы, а старые тарифы становились архивными и менялись в еще более худшую сторону. Упор в борьбе за абонента был сделан на рекламе и работе с дилерами. Тарифы же на сотовую связь стали очень сложными, появилось ПЗС (плата за соединение) и много других подводных камней.


У "сотовиков" сменились приоритеты. Если на стадии бурного развития от них требовали как можно большего количества абонентов, то после насыщения рынка сотовой связи от компаний нужен был в первую очередь рост доходности. Не важно какое количество абонентов обслуживаются у оператора, но если они приносят небольшую выручку - в этом нет ничего хорошего.


Операторов сотовой связи можно было понять. Инфляция в стране далеко не нулевая, и рубль образца 2004-2005 года имел куда большую покупную способность рубля нынешнего. А операторы сотовой связи - коммерческие компании, первоочередная задача которых - развитие и получение прибыли. Сотовая же связь не стала менее доступна в нынешнее время, люди не отказывались от сотовой связи по причине нехватки на неё средств даже во время кризиса.


Ценовые войны возвращаются

<== Все кто пропустил историю - читайте отсюда

Но в 2010 году ближе к середине года началась другая тенденция - операторы сотовой связи начали выводить на рынок очень недорогие тарифы без ПЗС и множества подводных камней. Если сначала появились тарифы уровня 1,60-1,80 рублей за минуту с посекундной тарификацией, то сейчас новые тарифы стали еще дешевле и уже опустились ниже уровня интерконнекта (который действует по сей день и также составляет 95 коп/мин без НДС). По сути многие тарифы можно назвать демпинговыми.


Пользователи сотовой связи только выиграют от начала ценовых войн. Но только те, кто выбрал новый тариф. Если вы пользуетесь старым тарифом или даже не помните его названия - обратите внимание на новые предложения, выясните как на них можно перейти и не пожалейте на это денег. Сейчас за перевод на новый тариф берут десятки рублей, но они быстро окупаются.


Причины


В чём причина такого снижения? На мой взгляд, в 2008-2010 году у некоторых компаний сильно изменилась доля на рынке Чувашии. В какой-то степени она пробила критическое значение после которого надо любой ценой увеличивать показатели. Других вариантов кроме банального снижения цен для этого не остаётся.


Ценовые войны могут быть вызваны желанием федеральных операторов окончательно побороть операторов региональных. У нефедеральных компаний тарифы на звонки по Чувашии, как правило, несколько ниже. В этом их главное конкурентное преимущество. Когда в 2006-2007 годах цены у "федералов" пошли в рост, региональные операторы получили возможность немного выдохнуть и также повысить тарифы. Сейчас их конкурентные преимущества теряются, и местным операторам также придётся включиться в ценовую гонку. Либо потерять абонентов.


Сроки


Будут ли ценовые войны длиться долго? Скорее всего нет. "Сотовики" выполнят свои локальные задачи и видоизменят нынешние выгодные тарифы. Впрочем, где-то не меньше полугода пользователи смогут общаться по очень выгодным ценам.


Низкие тарифы на голосовой трафик могут окупаться за счет доступа в интернет и дополнительных услуг. Сейчас потребление этих услуг растёт, и, возможно, операторы рассчитывают именно на это.


Много разговоров ведётся о рентабельности операторов сотовой связи. По одним версиям они делают огромные деньги из воздуха, по другим - окупают вложения по строительству сетей с большим трудом за несколько лет (а сотовая связь в России - одна из самых дешевых в мире). Независимо от этого рентабельность в ближайшее время будет снижаться.


обсудить на форуме >>>


Текст - Алексей Радченко
Интернет-портал "НА-СВЯЗИ.ru", 14 октября 2010 года
Реклама на сайте |  Условия использования |  История НА-СВЯЗИ.ru |  Вопросы и ответы |  Служба поддержки |  Наверх