НА-СВЯЗИ.ru > Публикации

Спутниковый надзор за правилами дорожного движения

Фантастическая реализация технологий, давно используемых в жизни

обсудить на форуме >>>


Всем известно, как сейчас следят за соблюдением правил дорожного движения. Множество инспекторов контролирует определенные участки дороги выявляя превышение скорости, обгон и поворот в неположенном месте, неправильную парковку и другие нарушения. Пойманные на нарушении ПДД водители выплачивают штрафы. Находясь же вне зоны присмотра сотрудниками ГИБДД большинство водителей ездит как им удобней.


В то же время можно реализовать контроль за нарушениями ПДД совершенно иным способом. Несмотря на то, что способ этот кажется фантастическим, все технологии для его работы уже изобретены и применяются на практике. Это использование систем спутникового позиционирования и мобильного интернета. Применяя их можно добиться тотального контроля соблюдения правил дорожного движения.


обсудить на форуме >>>


Технически реализовать массовое соблюдение правил дорожного движения не так сложно - надо лишь поставить на каждый автомобиль в стране "черную коробочку", которая будет принимать координаты спутниковой системы GPS (или отечественной ГЛОНАСС) и писать их в лог. В логе этом окажется местоположение автомобиля, по которому будет считаться скорость на том или ином участке пути.


Данные "черных коробочек" можно сдавать каждые несколько месяцев в ГИБДД (также как предприниматели сдают свои данные в налоговую), либо отправлять их через интернет периодически или даже в режиме реального времени. В последнем случае у государства появится информация о местонахождении большинства автомобилей, что также весьма полезно не только в плане контроля государства за обществом, но и анализа транспортных потоков для определения приоритетов при строительстве дорог.


Анализировать логи автомобилей будет Суперкомпьютер - программный комплекс, высчитывающий по местоположению автомобилей во времени их скорость и возможные нарушаемые правила.


Примеры работы


Как такие "коробочки" могут работать? Скажем, едите вы в городе, разогнались до 71 километра в час и коробочка уже отправляет данные о вашем нарушении на Суперкомпьютер. В идеале прямо после этого на вашу электронную почту может прийти квитанция о штрафе, которую вы сразу же сможете оплатить пластиковой картой.


С помощью систем позиционирования можно обнаруживать не только превышение скорости, но и выезд через на встречку через двойную сплошную, въезд под запрещающий знак, парковку в неположенном месте и так далее. Теоретически по манере вождения можно вычислять даже пьяных за рулём. Координаты автомобиля с подозрением на пьяного водителя передаются сотрудникам ГИБДД и дальше они его находят и проверяют верны ли были подозрения. "Черные коробочки" ко всему прочему свели бы на нет угон автомобилей.


Где бы вы ни ехали - вас всегда будет контролировать невидимое око. При необходимости можно интегрировать "черную коробочку" в автомобиль настолько, что Суперкомпьютер или сотрудники ГИБДД смогут останавливать автомобиль в любой момент независимо от желания водителя. Есть подозрение на то, что водитель пьяный, - автомобиль останавливается и ждёт приезда сотрудников.


Повторю, что описанное в этой статье - это не фантастика, это реально технически возможные и осуществимые при желании вещи. Самым сложным из описанного будет, пожалуй, создание Суперкомпьютера - комплекса анализирующего информацию с десятков миллионов автомобилей страны. От такого комплекса потребуется не только высокая производительность, но и стопроцентная работа без ошибок. А это уже фантастика :)


Для работы комплекса нужна предельно точная и обновляемая картографическая информация. Если где-то устанавливается новый знак или наносится новая разметка, то их обязательно надо внести в систему так, чтобы эти данные обрабатывались. Такие данные могут заимствовать навигационные сервисы, электронный голос которых будет предельно точно информировать водителей о необходимости сбавить скорость на каком-то участке пути или запрете на парковку.


На время соревнований по скоростному вождению можно отключать на время действие правил дорожного движения на какой-то территории.


Проще пример работы можно посмотреть на схеме:


Все равны, но кто-то равнее


Кто-то обязательно напишет, что существование такой системы невозможно из-за того, что перед нет будут равны все водители, а это недопустимо для "хозяев жизни", поведение которых на дорогах, согласно российской традиции, прежде всего иллюстрирует их превосходство и положение в обществе.


Но и здесь есть выход - автомобилям можно будет прописывать категории. Автомобили обычной категории будут принимать на себя все штрафы, автомобили ведомственных гаражей смогут нарушать правила в определенном коридоре, а автомобили высокопоставленных чиновников, бизнесменов и силовиков будут ездить без каких-либо ограничений.


Так что люди, принимающие решения о вводе таких способов контроля, могут спокойно голосовать за них, не опасаясь того, что в будущем они станут его жертвами.


На каждое действие находится противодействие


Понравится ли вам такая система, если она когда-нибудь будет введена? Предположу, что многие ответят на вопрос отрицательно. Наших водителей очень трудно будет приучить к новым технологиям в сфере контроля и педантичному вождению. Многие скажут, что правила не совершенны - невозможно ездить на хорошей загородной трассе со скоростью не более 100 км/час. Возможно, правила можно будет сделать не такими строгими как сейчас, учитывая их полное соблюдение.


Смогут ли народные умельцы прошивать "черные ящики", так чтобы они не показывали нарушения правил? Думаю, что при правильной реализации это будет невозможно. Также, как сейчас невозможно подкрутить кассовый аппарат. Возможность вытащить "черный ящик" из автомобиля, оставить его в гараже и целый день и не опасаться нарушений штрафов, должна пресекаться системами крепления ящика внутри кузова, и проверкой его присутствия в автомобиле в ряде контрольных точек города. В принципе, возможно сделать и так, что при неработающем черном ящичке автомобиль просто не сможет никуда ехать, а за езду без "черного ящика" установить огромный штраф и лишение прав.


Глушилки интернет и GPS сингнала. С их помощью собранная в ящичке информация не будет передаваться Суперкомпьютеру. Такой вариант технически возможен. Но с водителями периодически не предоставляющими данные можно проводить профилактические беседы. И в любом случае все данные будут собираться на карту памяти, потому получить их в конечном итоге будет вполне реально.


Ну и самый вероятный и легко реализуемый способ - это установка своей системы наблюдения, с помощью которой можно было бы зафиксировать и оспорить штрафы, выписанные Суперкомпьютером.


Только не в нашей стране!


Я не пытаюсь убедить вас в необходимости ввода такой системы, а лишь описываю существующие технологические возможности и рассказываю к чему они могут привести.


Если считать стоимость её реализации такой программы - это будут сотни миллиардов рублей. Сколько будет стоить одна такая коробочка и кто будет оплачивает ее установку? Точно не меньше 10 тысяч рублей. Во сколько обойдётся программный комплекс и смогут ли у нас создать проект такой сложности, учитывая то, что не в состоянии реализовать даже простейшие проекты. Есть ли у страны такие деньги? Сколько нужно центров и специалистов для переоборудования транспортных средств? Как быть с мотоциклами и мопедами? Вопросов много и ответы на них сложны.


Но это не значит, что такой проект не смогут запустить в другой стране. Что-то подобное рано или поздно появиться - не сейчас, так через 10-20 лет. Прогресс неизбежно приведёт к появлению автомобилей без водителей. Человеку не обязательно будет уметь опыт вождения, чтобы проехать из одной точки в другую. Предшествовать же системами автоматического управления автомобилями будут системы автоматизированного контроля за ними.


обсудить на форуме >>>


Текст - Алексей Радченко
Интернет-портал "НА-СВЯЗИ.ru", 19-20 июля 2010 года

Примечания:


1) Примерное устройство "черной коробочки":

  1. GPS/ГЛОНАСС приёмник. Он собирает информацию о том, где в какой момент находится автомобиль;
  2. Интернет-передатчик. Отправляет информацию в Интернет Суперкомпьютеру, принимает данные от него;
  3. Карта памяти. На неё записывается информация о перемещении автомобиля. Если по каким-то причинам Интернет-соединение не работает, то информация собирается на карте и передаётся в Интернет во время ближайшего выхода в сеть;
  4. Модуль шифрования - он позволяет надежно шифровать передаваемую в Интернет информацию и защищать информацию на карте от подделки;
  5. Модуль крепления к автомобилю. Не даёт просто снять "черную коробочку" с автомобиля. Если же она каким-то способом снимается и это происходит не в в специальном сервисном центре, то автомобиль объявляется в розыск; Через модуль можно получать от автомобиля данные - количество литров бензина в баке, частоту работы двигателя и другие технические детали, на основании которых водителю может прийти рекомендация по прохождению ТО;
  6. Встроенный аккумулятор. На случай, если питание "черной коробочки" на время прекратится.

2) Точность сиглана GPS при его использовании на территории России сейчас искусственно занижена. Измерение многих автомобильных манёвров будет доступна на максимальной точности.

3) "Черная коробочка" может обладать интерактивными элементами. Например, в случае, если водитель превысит скорость, то он может услышать что-то вроде "Превышена скорость! У вас 10 секунд, чтобы сбавить её до 90 километров в час!". В конце-концов задача системы предотвращать ДТП, а не собирать максимальное количество штрафов.

Реклама на сайте |  Условия использования |  История НА-СВЯЗИ.ru |  Вопросы и ответы |  Служба поддержки |  Наверх