НА-СВЯЗИ.ru > Публикации

Технологии середины 80-х годов глазами ребёнка


Есть один праздник в году, когда хочется окунуться в атмосферу воспоминаний о самом беззаботном периоде в жизни - 1 июня, день защиты детства. Еще относительно недавно у детворы были совершенно другие увлечения и заботы. На основе своих воспоминаний, а также более старших коллег я попробую сравнить, как дети жили 25 лет назад, в относительно благополучном 1985 году, и сегодня.


обсудить на форуме >>>


Телевидение


Телевизор являлся самым наглядным способом получения информации. В 1985 году у нас в телевизоре было всего два телеканал, по одному из которых каждый вечер показывали телепередачу "Спокойной ночи малыши". Для ребёнка это был гарантированный способ хотя бы раз в день увидеть мультфильм.

Мультфильмы показывали и в другое время, но не очень часто. Если днём во дворе играло большое количество детей и вдруг из окна прокричали "Мультфильмы!" - двор моментально пустел, все бежали смотреть мультики, даже не интересуясь, что именно будут показывать.

Приходилось смотреть то, что показывают. Альтернативой телевизору был только кинотеатр. Видеомагнитофонов в те времена ни у кого не было, Ютуба и торрентов тоже.

Если нынешнее телевидение живёт за счет рекламы, в середине 80-х телевидение обходилось без неё. Если не считать роликов вида "Храните деньги в сберегательных кассах!", "Экономьте воду!" и "Мы за мир во всём мире".


Радио и пластинки


Радио в 1985 году было отличной альтернативой телевидению. Потому как вместо одного телеканала можно было послушать на выбор несколько совершенно разных радиостанций. По утрам было много детских радиопередач (например, "Радионяня" или "Радио Юность"), а также детских аудиоспектаклей (сейчас их называют аудиокнигами).

Радиоспектакли и детские сказки приобретались на виниловых пластинках. У нас была большая коллекция музыкальных и детских пластинок. Проигрыватель давно сломался, но пластинки стоят до сих пор. Чуть позже появился первый магнитофон, работающий с огромных катушек на магнитной ленте. На него можно было записывать музыку и речь.


Связь


В шутку можно сказать, что главным средством коммуникации ребёнка с родителями того времени был крик в форточку и ремень, на случай если дети не будут слушать сказанное в форточку.

А если серьёзно, то проводных телефонов в то время было очень мало. И редко когда дети созванивались с родителями. Разве только ребёнок звонил из телефона-автомата родителям или их соседям, чтобы что-то передать.

Чаще использовалось человеческое общение. Родители говорили людям во дворе "Увидите нашего Алёшу, скажите ему пусть идёт домой", также и ко мне часто обращались с просьбой передать кому-нибудь какую-то информацию". Информация передавалась из уст в уста без всяких телефонов.

Ну а для звонков по межгороду в оговоренное время мы шли на телеграф, там ждали пока нас соединят с другим городом и пригласят в кабинку с определенным номером, в которой можно будет поговорить несколько минут.

Срочные сообщения отправляли при помощи телеграмм - это прадедушки современных SMS-сообщений, которые доставлялись почтальонами в срок от 1 до 3 часов (срочные) до 1 дня (поздравительные).


Книги


В середине 80-х книги были самым главным источником информации для детей. Большая библиотека в каждом доме хранилась в мебельной стенке и нескольких близлежащих шкафах. Если сейчас надо уточнить какие-то факты - мы лезем в Интернет, в советское же время вместо этого искали нужную книгу на полке.

Книги тогда стоили очень недорого. В первом доме на улице Гузовского был большой книжный магазин, в который можно было зайти после уроков и на сэкономленные во время школьного обеда деньги купить одну или две книжки.

Книг продавалось очень много, однако совершенно не было дефицитной литературы, популярных авторов. Невозможно было купить книги Кира Булычева, Евгения Велтистова, Александра Дюма и многих других авторов. В продаже было много книг о Великой отечественной войне, о строительстве коммунизма, образовательной и научной литературы, сборников не очень котирующихся авторов и так далее.

Достать дефицитную книгу можно было только большому блату, такие книги передавались из рук в руки и читались по очереди. Книги можно было также найти в библиотеке, дефицитные книги там можно было читать только в читальном зале. Именно так я прочитал все шесть частей "Волшебника изумрудного города".


Кино


В середине 80-х в Чебоксарах было много кинотеатров - "Мир", "Сеспель", "Победа", "Октябрь", "Сокол", "Луч". Еще были дома кино и много залов, в которых детям показывали фильмы (например, в ДК ЧПЗ). Билеты в кино стоили очень недорого. Помню ценник в 10 копеек для детей и 30 копеек для взрослых. На время каникул существовали детские абонементы.

Было очень развито детское кино, показывалось много детских и юношеских фильмов - про пионеров, неуловимых-мстителей, школьников-героев, космонавтов, индейцев... Сейчас такие фильмы практически не снимают, а тогда они оказывали огромное влияние на детей и игры, в которые они играют. После фильмов про индейцев, например, все готовили себе луки и стрелы, назывались индейскими именами и противостояли "бледнолицым".

К сожалению, новые картины появлялись в прокате не так часто. Потому один фильм можно было посмотреть несколько раз. Мультфильмы в кино показывались не так часто, хотя мне рассказывали про муль-показы, организуемые в школьные каникулы.


Игры


Игровые автоматы были в любом парке или дворце культуры. Проблема была в том, что билеты на них стоили очень дорого - по 15 копеек за 2-3 минутную игру особо не наиграешься. Так что любая игра на автоматах была праздником, а сами коробки являлись образцовым примером изъятия лишних денег у граждан.

В остальном советские дети большинство времени проводили "в оффлайне" :-) Они не просиживали время за игровыми автоматами и компьютерами, а играли со сверстниками в самые различные подвижные игры на улице.

Детей в те годы на улицах было гораздо больше, чем сейчас. Дворы кишели мальчиками и девочками самых разных возрастов, в семье чаще всего было по 2-3 ребёнка.


Для детей создавались очень хорошие условия. Было огромное количество кружков, спортивных секций, клубов и других мест, где школьник мог с интересом проводить время. Во второй половине 80-х я ходил в судомодельный кружок, занимался фотографией, играл в футбол, занимался шахматами - очень активно проводил время.

Был авиамодельный кружок, кружок радиоэлектроники. В то время было очень сложно достать детали, но если что-то получалось достать, то можно было собрать собственный радиоприемник или какое-то другое устройство.

Конечно, не обходилось и без общественно-полезного труда - сбора мукулатуры, металлолома, работ по озеленению школы и окрестных дворов, дежурств и так далее. На детей было возложено много ответственности, нас воспитывали быть тимуровцами.


Недостатки того времени


Не всё в те годы было идеально. Есть и не очень хорошие стороны. Прежде всего это дефицит, нехватка книг, спортивных принадлежностей, вещей. В детстве мне так и не удалось приобрести себе велосипед, купить ракетку с теннисными шариками, хороший футбольный мяч и многое еще. Даже при наличии средств приобрести их не представлялось возможным. Конечно, отсутствие товаров стимулировало техническое воображение и народное творчество. Так у многих мальчишек были самокаты. Отсутствие китайских петард компенсировалось изготовлением взрывчатых вещей из подручных средств.

Во-вторых, очень большую часть детства (1988-1991 годы) пришлось провести в очередях. Хотя это уже не относится к взятому за основу 1985 году.

В-третьих, конечно, обидно, что моё поколение в детстве оказалось технологически оторванным. В то время, как на Западе в жизнь активно проникали компьютеры, мы довольствовались лишь счетами и большими калькуляторами. Хотя, возможно, эта оторванность пошла на пользу здоровью. Неизвестно, что бы со мной было, будь у меня в детстве доступ к компьютеру или игровой приставке.


обсудить на форуме >>>


Текст - Алексей Радченко
Интернет-портал "НА-СВЯЗИ.ru", 1 июня 2010 года
Реклама на сайте |  Условия использования |  История НА-СВЯЗИ.ru |  Вопросы и ответы |  Служба поддержки |  Наверх