НА-СВЯЗИ.ru > Публикации

Воспоминания геймера: вторая половина 90-х годов


обсудить на форуме >>>


Первый компьютер


В марте 1997 года у меня появился первый IBM-совместимый компьютер. Это был Pentium 75MHZ с 16 мегабайтами памяти, огромным жестким диском на 2 гигабайта и ЭЛТ-монитором на 14 дюймов. Сейчас сотовые телефоны обладают куда лучшими характеристиками, но тогда это было пределом мечтаний и очень дорогим устройством. Компьютер без CD-ROM и звуковой карты обошёлся в $850 - тогда это была средняя зарплата примерно за год.


Обучаясь в физико-математической школе с углубленным изучением информатики, я был четвертым человеком в классе с компьютером дома. IBM-совместимый компьютер дома был очень редким явлением. Люди, у которых эти компьютеры появлялись, становились центром компании, с ними все хотели дружить :) Причем не для того, чтобы решать на компьютере задачи по информатике, что-то программировать или заниматься каким-то творчеством, а исключительно из-за любви к компьютерным играм.


Современные компьютерные игры были в те времена чем-то элитарным, доступным лишь небольшому числу людей. Хорошо, если у тебя дома был компьютер, или компьютером обладал кто-то из знакомых. Но даже если этого не было, всё равно люди знали название игровых хитов того времени, имели свою точку зрения на ту или иную игру и всячески интересовались игровой индустрией.


Первые игры


После установки глючного Windows 95, игры стали первым, чем я занялся на компьютере. Сначала я переписал стратегию Civilization, в которую долгое время мечтал наиграться вволю, и играл в неё несколько дней напролёт. Потом удалось достать более современные игры - Warcraft II, Doom II, и, конечно, Duke Nukem 3D. Последняя игра мне очень сильно понравилась. Тогда я считал, что это самая современная, самая совершенная и технически развитая игра. Конечно, Duke Nukem у меня тормозил (по нынешним меркам), приходилось играть в него без звуковой карты, управляя героем с клавиатуры - но это всё равно было восхитительно. Не то, что трехмерный Quake, сильно тормозивший и плохо управлявшийся с клавиатуры.


Весной 1997 года я готовился к поступлению в ВУЗ, и появление компьютера очень отвлекало меня от этого. Приходилось брать всю свою волю в кулак, чтобы отойти от компьютера и заняться учебой. Но в это время компьютер не пустовал - его занимали друзья, постоянно приходящие в гости. Игры, в которые играли тогда они (и со временем подсадили и меня) - были Heroes I и Warcraft II. Просто замечательные стратегии, особенно после того, как в конце апреля у меня появилась звуковая карта. Это сейчас звуковая карта - интегрированный чип, а тогда её надо было покупать (в марте за 40$, в конце апреля цены снизились до $30).


Переписывали игры на трехдюймовые дискеты - на шесть дискет можно было переписать Doom II, на пятнадцать дискет - Warcraft II. Не все дискеты хорошо читались, потому приходилось ходить еще раз. Со временем догадались ходить друг к другу с винчестером - это серьёзно убыстрило ситуацию.


Увлечением мая 1997 года стали Doom II и Heretic. Играл в них столько, что в реальной жизни стал бояться находится рядом со стенами. Так как, если по стене выстрелят из ракет-лаунчера, то меня непременно заденет ударной волной :)


Играми дело не ограничивалось, была и полезная деятельность - изучался Windows, MS Office, язык программирования Паскаль, был установлен Фотошоп. У родителей на работе был матричный принтер и можно было переписать файл на дискету и попросить их его распечатать. Дело не стояло на месте.


Соединяя компьютеры


Впервые поиграть по сети удалось уже весной 1997 года. Диалап-модемов и Интернета тогда у нас не было, пришлось носить компьютеры друг к другу и соединить их по COM-порту. В итоге после очень долгой настройки получилось поиграть вдвоём в Warcraft. Как оказалось, играем мы хорошо только с компьютером, проходя основные уровни. Игра по сети совершенно не ладилась.


Но это не помешало по выходным носить компьютеры в соседний дом или подъезд, собираться большой толпой и играть по очереди по сети. Тогда был большой игровой праздник. Жаль, что можно было играть одновременно только вдвоём. А еще пару раз нас задерживала милиция, как переносящих какую-то технику. Из-за этого я один раз оказался в РОВД, а в другой раз вызволял из РОВД знакомых. Возить такие дорогие по тем временам компьютеры на такси было непростительной роскошью.


Компьютерных клубов в нынешнем их виде тогда, насколько я помню, не было. Был компьютерный класс во Дворце пионеров, доступ в который имели только избранные. Были компьютерные сети на предприятиях, на которых в нерабочее время играли в игрушки. Но просто прийти, заплатить несколько рублей, и поиграть было невозможно. Или я просто об этом не знаю.


Уже осенью 1997 года, после того как я поступил в ВУЗ, удалось познакомиться с ребятами в Новоюжном районе, у двух из которых были диалап-модемы. По этим модемам они могли играть в игры хоть каждый вечер. Правда, часто были обрывы связи и прочие неприятности, но это их не останавливало.


Тогда игровыми хитами стали Doom 2, Warcraft 2, Heroes 2 и Tomb Raider. В "героев" можно было играть за одним компьютером, а вот для "Дум" и "Варкрафт" требовалась сеть. И мы либо играли по сети, либо носили компьютеры друг к другу. Без доступа в Интернет, какими-то окольными путями удавалось находить советы по тактике игры в Warcraft. Стратегии того времени были очень несбалансированными. Одна раса была сильнее другой, в поединках существовали способы победы на ранних стадиях игры. Все эти особенности старались учитывать.


Молодёжь тех лет, сильно интересующаяся компьютерными играми, объединялась в группы (кланы) и тренировалась, как правило, внутри своей группы. Большой проблемой было то, что многие варились в своём соку и не получали нужного опыта, набираемого при игре с разными противниками (особенно теми, кто играет лучше тебя).


обсудить на форуме >>>

Турниры


Целью тренировок была победа на одном из компьютерных игровых турниров. Турниры в те годы проводились славные - собиралось много участников и зрителей, выделялись залы, приглашались компьютерные фирмы, находились призы для участников. Насколько я помню, турниры проводились раз в несколько месяцев на базе Дворца пионеров. Я присутствовал на некоторых из них, поначалу не участвовал и просто смотрел как "рубится" между собой местная игровая элита.


На чебоксарской игровой сцене того времени были свои герои. Хотя можно назвать множество ников, лично мне запомнились двое - Count и Lexx. В моих глазах это были два безумных геймера, которые днями напролёт сидели во Дворце пионеров и тренировались в многопользовательской игре. Не раз бывало, что они занимали призовые места в турнирах сразу по нескольким играм, не зацикливаясь на чем-то конкретно. Считалось, что победить их невозможно, но всё же была мечта когда-нибудь это сделать.


В один прекрасный момент эта мечта осуществилась :) В мае 1998 года на турнире в Дворце пионеров среди прочих номинаций была игра в Warcraft II. И чтобы набрать нужное количество участников (и как-то окупить расходы) организаторы разрешили продавать попытки на участие в игре. Можно было заплатить 5 рублей и сыграть один раз, но можно было заплатить 15 рублей и принять участие в трех играх. Этим мы и воспользовались, взяв большое количество билетов.


Играть приходилось четверым на одной карте и так получилось, что во многих играх было по два представителя из нашей команды. Один развивал свою расу нормально, а другой на ранней стадии штамповал большое количество варваров и бежал с ними крушить тех, кто против нас. В результате у играющих против организованной группы просто не было шансов. Потеряв много билетов в первых играх, мы организовано прошли дальше и уже в финал вышли трое из четырех игроков нашей команды. Естественно, что решать кто займёт первое, второе и третье место пришлось выбрасыванием жребия. Первые три места в последнем турнире по Warcraft 2 были наши. Это было нечестно, место достались незаслуженно, но абсолютно по правилам. В параллельном турнире по Quake, где многое зависело от профессионализма, никаких мест мы не заняли.


Победа не была простой, были и поражения, пришлось сильно понервничать. Но те два дня, которые длился турнир, были очень и очень яркими. Возвращаться после него в обычную жизнь было очень неинтересно - учеба в университете не шла ни в какое сравнение с виртуальной реальностью, которая меня всё больше завлекала.



Но поломка монитора, возросший интерес к программированию, появление Интернета сыграли свою роль. И игры по сети уже не интересовали меня, как раньше, тратить по нескольку часов в день на совершенствование умений не было желания. В августе 1998 года случился дефолт, и крупных турниров больше не происходило. Появились первые 3D-ускорители, без которых играть в современные игры было уже не так интересно. Я, будучи не очень сильным игроком, окончательно перешёл в разряд любителей, далеких от сетевых баталий :)


П.С. Впрочем, остаюсь любителем до сих пор. Во второй половине 1998 года еще удалось поиграть в Half Life, ставшей флагманом на долгие годы, впервые увидел GTA, Might & Magic 6, Аллодов, Baldur's Gate.


обсудить на форуме >>>


Текст - Алексей Радченко
Интернет-портал "НА-СВЯЗИ.ru", 13 мая 2010 года
Реклама на сайте |  Условия использования |  История НА-СВЯЗИ.ru |  Вопросы и ответы |  Служба поддержки |  Наверх