НА-СВЯЗИ.ru в Чувашии - информационный портал г. Чебоксары
НА-СВЯЗИ.ru > Публикации

Интернет-трансформация печатных изданий


Редкое печатное СМИ сейчас не открывает сайт в Интернете. Начало появления этих сайтов положено во второй половине 90-х годов прошлого века. Издания-экспериментаторы, открывая в те времена первые сайты, начали путь Интернет-трансформации печатных изданий. На каждом уровне этого пути у них был сайт некоторой сложности, преследующий определенные цели. Эти цели и способы, которыми они добивались, подробно описаны в данной статье. Можно отметить, что далеко не все издания проходят путь от первой до пятой стадии - некоторые этапы можно просто миновать.


обсудить на форуме >>>


Первая стадия. Экспериментальная.


На дворе конец 90-х годов. Такая редкая и дорогая штука как Интернет установлена в офисе печатного СМИ. Доступ к нему имеет лишь главный редактор и системный администратор. Интернет используется крайне редко, в основном для того, чтобы попробовать отправить почту, зайти на первые попавшиеся сайты и узнать, что у британской галереи, находящейся в тысячах километрах от Чебоксар, есть свой сайт и его (о чудо!) можно посетить.

Журналисты, впечатлённые возможностями Интернета, пишут о нём статьи, рассказывая своим читателям о том, что есть Всемирная сеть с хранилищами материалов, сборниками анекдотов и даже поисковой системой Rambler. Или о том, как где-то во Франции парень с девушкой познакомились через Интернет, и это закончилось свадьбой. Но писать им приходится лишь о том, что они видели издалека, поскольку на зарплату журналиста в Интернете можно просидеть не больше 10-15 часов и руководство не приветствует выход в Интернет сотрудников. Особенно после первой оплаты счетов :)

И тут у кого-то в редакции рождается идея: "А давайте сделаем собственный сайт!" Ответственным за создание назначается системный администратор. Он не против, поскольку под это дело может оправдать своё бесплатное сидение в безумно дорогой сети. Ему покупается книжка про HTML и спустя пару месяцев его работы в свободное время в сети появляется сайт. Сделан он наполовину в Word'е наполовину во Front Page и содержал разве что информацию о том, что есть такая замечательная газета, адрес редакции и несколько статей.

В печатном СМИ торжественно презентуют сайт с адресом вида www.site.ru/users/~home/luchshayagazeta/, ставят на него ссылку в выходных данных издания и успешно "забивают" на развитии сайта и его дальнейшем поддержании и наполнении. Потом, после ухода системного администратора и смены главного редактора, окончательно забывают про сайт и теряют к нему пароли.


Вторая стадия. Более серьёзная.


Спустя пару-тройку лет, когда Интернет становится более распространённым, в редакции решают вернуться к воссозданию сайта. На этот раз наблюдается более серьёзный подход - на создание сайта выделяются небольшие, но деньги. На них покупается хостинг у местного провайдера, выделяется прибавка к зарплате системного администратора, которому предстоит кроме всего прочего заняться созданием сайта.

Сайт на этот раз делается не просто ради сайта - на него планируется выкладывать статьи, размещать информацию рекламной службы издания, публиковать схему проезда в редакцию газеты. На этот раз сайт делается не просто в "ворде", используются такие современные технологии как SSI (или даже PHP).

Через три месяца работы на свет появляется творение с адресом www.luchshayagazeta.provider.ru, на котором содержится подготовленная для размещения информация. К сожалению, системный администратор не является дизайнером и оформление сайта очень сильно оставляет желать лучшего, но вот содержание довольно неплохое.

Сайт еще более громко презентуют. По итогам его работы в газетах появляются статьи о том, что "на прошлой неделе сайт посетило более 150 человек" или "нас читают даже в Китае!".

Главное отличие второго сайта от первого заключается в том, что на этот раз его обновляют. На сайт издания начинают выкладывать публикуемые в газете статьи. Сначала это делают с завидной периодичностью, потом с запозданием, потом через раз. Наконец человек, который выкладывал материалы, увольняется, или на сайте происходит технический сбой, или забывают оплатить хостинг и вторая версия сайта, также как и первая, уходит в небытие.


Третья стадия. Интерактивная.


Развитие Интернета идёт семимильными шагами, число пользователей растёт, тарифы на доступ в сеть дешевеют, в редакции у каждого сотрудника появляется компьютер с доступом в Интернет. Конечно, он строго лимитируется, но журналисты уже могут почерпнуть в Интернете вдохновение, найти там справочную информацию и данные для статей, отправить электронную почту. В таких условиях невольно возникает вопрос о создании сайта. Но на этот раз сайт нужен не просто для выкладывания статей, а для интерактивного взаимодействия с читателями. К сожалению, очень тяжело узнать, что же думают читатели о публикуемых материалах. Бывает, что кто-то иногда звонит и связывается с авторами, но хотелось бы больше мнений, больше отзывов, больше идей по которым бы развивалось издание.

И сайт делается в первую очередь для этого. На этот раз он заказывается местной веб-студии, под него выделяется серьёзный бюджет, работу с сайтом поручают на пол ставки специальному сотруднику (а не системному администратору), за 6 тысяч рублей покупается домен второго уровня в зоне .ru. К сожалению, luchshayagazeta.ru уже занят, потому регистрируется luchshayagazeta21.ru. Есть даже почта вида имя@luchshayagazeta21.ru для некоторых сотрудников.

Сайт с задержкой в несколько месяцев, но всё же доделывается. В редакции принимают работу и начинают вбивать статьи, заполнять рубрики. На это уходит еще некоторое время, после чего сайт открывается. Третий вариант серьёзно выигрывает перед первыми двумя - во-первых он работает под управлением CMS и теперь тому кто его наполняет не надо знать HTML и веб-дизайн, во-вторых у него приличный дизайн, в-третьих он действительно интерактивный. На сайте установлены даже такие передовые новшества технической мысли, как форма голосования и форумы.

Сотрудников, которых до этого ограничивали в доступе в Интернет, теперь напротив загоняют на сайт чуть ли не насильно, чтобы они принимали участие в его жизни, раскручивали его. В газете появляются статьи со сносками на материалы сайта, в Интернете выкладывается то, что не поместилось в газете. Посещаемость сайта на этот раз не "150 человек в неделю", а (если это крупное региональное издание) более 50 человек в день. Оно не сравнимо с тиражом газеты, но всё же внушительно. Нормально запустить сервисы при такой посещаемости нереально, но обратная связь уже приходит. И наиболее преданные читатели регулярно заходят на сайт. В Интернет выходят рекламные службы и постоянных рекламодателей бумажной версии газеты премируют баннерами на сайте.

Если сайту уделяется большое количество времени и усилий посещаемость сайта растёт - до 100-150 человек в день, вовремя удаляется спам, исправляются неполадки в работе. Если же на сайт забивают - отзывы оказываются заспамленными, материалы почти не выкладываются, в издании даётся много ссылок на сайт, но по ним почти никто не переходит (так как один раз посетив сайт и не найдя там ничего нового, не возникает желания возвращаться вскоре туда еще раз).

Конец этой стадии часто происходит довольно банально - бухгалтерия не успевает вовремя проплатить очередные 6 тысяч за перерегистрацию домена и сайт перестаёт работать...


Стадия четвёртая. Интернет-версия газеты.


События развиваются стремительно. Домен luchshayagazeta21.ru перехватывают киберсквоттеры и требуют за него 15 тысяч рублей. В издании некоторое время ругаются с ними, требуют вернуть просто так, но потом понимают, что это бесполезно. Кроме того, сайту давно пора переходить на домен и движок федерального холдинга, в рамках которого работает региональное представительство газеты или журнала. Между третьей и четвёртой стадией проходит очень немного времени. В конечном итоге сайт вновь открывается, но уже в лучшем функционале и по адресу вида www.cheboksary.holding.ru

Вместо сайта газеты он превращается в её Интернет-версию. К этому моменту количество Интернет-пользователей увеличивается, а вот печатные тиражи, напротив, снижаются. Многим людям куда удобнее почитать газету через Интернет, без подписки и покупки её в киоске. Первоначально в газете борются с этим. Например, выкладывают новости на сайт позже, чем они появляются в бумажном виде. Но, в конечном итоге, эти ограничения уходят в прошлое. Делается ставка на развитие сайта, заказывается много его рекламы, на сайте выкладывается большое количество информации. Появляются баннеры и контекстная реклама, которая продаётся параллельно с рекламой на "бумажном носителе". Поначалу доходы от таких продаж символические, но постепенно они возрастают и становятся существенной "прибавкой к бюджету".

В Интернет-версии газеты появляются новые рубрики, туда помещается всё, что не умещается в печатную версию, появляются сотрудники ответственные только за Интернет. Газета всё больше увеличивает своё присутствие в сети.


Стадия пятая. Печатная версия сайта.


В какой-то момент наступает ситуация, когда газету больше читают через Интернет, нежели на "бумажном носителе информации". Реклама в Интернет также начинает приносить большие доходы. Конечно, бумажная версия никуда не денется - она также будет выходить, разве что с меньшими тиражами. У многих людей выработана привычка читать по утрам газеты, и это на долгие годы обеспечит работу печатным станкам. Возможно, из-за падения тиражей и сокращения сети распространения возрастёт стоимость газет и журналов, но это отпугнёт не так много читателей.

В печатной версии издания будут стимулировать читателей посетить сайт и увидеть, допустим, видеоотчет с мероприятия, который по любому не распечатать в газете. Или, скажем, скачать аудио версию газеты. На сайте будут писать о том, что только в газете можно более подробно прочесть что-то интересное.

Сами газеты и журналы через Интернет могут читать совершенно по другому. Не обязательно заходить на сайт издания, открывать нужные статьи и читать их с монитора. Можно будет задать программу на телефоне, которая скачает нужные аудиоверсии газет в память и потом от туда их можно будет прослушать по пути на работу, не напрягая глаза. Избежать чтения можно будет и при использовании синтезатора речи. Кроме телефонов, даже самые простые модели которых превзойдут современные смартфоны, появится большое количество недорогих и компактных устройств, выходить в Интернет с которых можно будет удобно, быстро и очень недорого.


Шестая стадия, как мне кажется, никогда не наступит. Также как, например, кино не задавило театры, Интернет не станет "убийцей" газет и журналов. Конечно, всемирная сеть является основным конкурентом печатным СМИ, но в то же время это тот инструмент, используя который, газеты и журналы могут выжить и процветать в эпоху стремительного развития информационных технологий. Интернет трансформации подвергнутся не только печатные издания, но и радиостанции и телеканалы, которые через Интернет будут слушать и смотреть гораздо больше людей, чем привычными способами.


обсудить на форуме >>>


Текст - Алексей Радченко
Интернет-портал "НА-СВЯЗИ.ru"
сентябрь 2008 года

Сайт размещен на площадке компании "ВымпелКом (Билайн)"
>
наверх