НА-СВЯЗИ.ru в Чувашии - информационный портал г. Чебоксары
НА-СВЯЗИ.ru > Публикации

Матрица у дверей?


обсудить на форуме >>>


Мы привыкли к этому любимому злодею. Еще лет 20 назад большинство из нас скорее поверило бы в наливное яблочко на золотой тарелочке, нежели в то, что все население - поголовно, от едва ли не ползунков до преклонных старцев! - будет таскать в карманах миниатюрные приемопередающие радиоустройства, которые, к тому же будут играть музыку, показывать кино и делать снимки! Сегодня МЧС настоятельно рекомендует, даже отправляясь на полдня в лес за грибами, наряду с аптечкой и компасом брать с собой сотовый телефон, а психиатры увлеченно обсуждают пути лечения депрессивного синдрома, вызванного отлучением от мобильника.


Стремительное развитие мобильной связи может ошеломить самого смелого писателя-фантаста. Всего-то чуть больше тридцати лет минули с тех пор, как была произнесена по мобильнику первая фраза: "Эй, я иду по Уолл-стрит и разговариваю с тобой по телефону!", а мы уже даже не улыбаемся, когда абонент, звонящий вам на домашний, спрашивает: "Ты где?". Да и сами аппараты изменились до неузнаваемости, пройдя за кратчайший срок долгий путь от полуторакилограммового монстра до изящного многоцелевого гаджета. Бог мой, в моей первой "Motorola Star Tack", по-моему, даже часов не было! Все, что она умела - это совершать и принимать звонки. Но зато с каким стильным щелчком откидывался флип! Возможно, именно благодаря этому аппарату (а держался я за него до последнего, пока в Чебоксарах формат AMPS не умер как явление), я и остался закоренелым минималистом. А вот мои друзья, знакомые и родственники все больше норовят приобрести в пользование что-нибудь покруче, со встроенными мультимедиаплеерами, e-mail клиентами и зачем-то GPS-навигаторами. Если сравнивать путь, пройденный мобильными телефонами с эволюцией человека, Homo sapiens должен был бы появиться эдак лет через триста после Homo erectus.


Между тем, и операторы сотовой связи, и производители аппаратов делают довольно кислые мины при вопросе об их состоянии. Статистика, конечно, великая ложь, но она неумолимо свидетельствует: динамика и продаж аппаратов, и подключений если не падает, то растет уже не столь впечатляющими темпами, как еще три-пять лет назад. Игроков рынка мобильной связи это никак не устраивает, и они не устают предлагать потребителю все новые и новые заманчивые возможности. Но, то ли потребитель пошёл какой-то объевшийся, то ли предложения не столь заманчивы, но взрывного роста продаж не видать, ни у производителей гаджетов, ни у операторов мобильной радиосвязи.


Сегодня и те и другие делают ставку на системы третьего поколения, так называемые 3G, которые, по обещаниям разработчиков, способны творить чудеса вроде высокоскоростного мобильного Интернета, видеоконференцсвязи и карманного телевидения. Вот только остается неясным, насколько критичны для пользователя все эти прелести, и согласиться ли он на ощутимые расходы за право доступа к ним?


"Vox populi - vox deum", так не проще ли поинтересоваться у самого народа, что ему нужно? Что мы и сделали.


И "vox deum", как и следовало ожидать, оказался настолько разношерстным, что впору только посочувствовать маркетологам сотовиков и производителей. Так, по мнению фотохудожника Владимира, всё, что выходит за рамки обычной голосовой связи - это едва ли не происки врагов: "Всё, что мне нужно от сотового телефона и оператора - это возможность поговорить с тем или иным абонентом, где бы я ни находился. Желательно - дешевле, чем сейчас. Остальное - от лукавого". Фотохудожнику позволительно не знать, что стоимость сотовой связи в России и так одна из самых низких в мире (меньше платят только жители Пакистана и Индии). Так что снижения стоимости мобильных звонков ожидать не стоит, по мнению экспертов, этот показатель может только расти. Возможно, резерв дальнейшего развития кроется именно в 3G? Но и у этого чуда технологии, как выяснилось, есть свои противники, чьи аргументы базируются вовсе не на финансовых соображениях: "Уже сегодня сотовый телефон стал средством слежения за сотрудниками", - жалуется Андрей, менеджер крупной оптовой фирмы, - "Так, наше руководство требует, чтобы мы были на связи даже в нерабочее время. Несоблюдение этого правила грозит крупными неприятностями вроде лишения премии. А 3G, насколько я знаю, позволяет не только совершать видеозвонки, но и определять местоположение абонента. Лично меня это категорически не устраивает. Вот сейчас лето, и я, например, в свой обеденный перерыв или в сэкономленное время могу с любимой девушкой на пляж сходить (смеется). А в условиях 3G у меня не будет такой свободы: или работай, или в офисе сиди. Мобильный Интернет? Так он и сейчас меня вполне устраивает". Схожего мнения придерживается бизнесмен Николай: "На мой взгляд, говорить о приоритетном развитии 3G преждевременно. Думается, мы еще не до конца исчерпали возможности существующей системы. Какой бы стороны мобильной связи мы не коснулись, все это - и Интернет, и совершение платежей с помощью телефона, и мобильное телевидение - возможно развивать в рамках существующих стандартов. Другой вопрос, что это требует значительных интеллектуальных усилий, куда проще вложить деньги в то, что уже продуманно другими и на этом основании ждать от потребителя повышенной отдачи. Не самый разумный подход, по моему, учитывая к тому же то, что в той же Европе первый 3G-блин вышел комом". Что верно, то верно: на пути развития 3G оказалась масса подводных камней - от технологических недоработок до юридических несогласований. Однако когда в той же Европе эти трудности преодолели, развитие третьего поколения мобильной связи значительно ускорилось. Человек быстро привыкает ко всему хорошему и удобному, даже если вчера оно казалось ему ненужным и обременительным. Именно об этом предлагает подумать преподаватель вуза Алексей Николаевич: "Сегодня следует обратить внимание не на технологии, а на те выгоды, которых можно добиться с помощью новых технологий. Передача голоса и данных на значительные расстояния - это не новость, этому явлению уже больше сотни лет. Но если первые аппараты Белла и Морзе позволяли передавать лишь маловразумительные хрипы и точки-тире, то сегодня мы имеем гораздо более широкие возможности. А пытаемся, если немного утрировать, передавать все те же хрипы и точки-тире. Больше внимания следует уделять контенту, его доступности для потребителей. Немаловажные резервы, как мне кажется, есть и в использовании подвижной связи в автоматических устройствах. Разве плохо иметь возможность, скажем, уходя с работы, отправить SMS и придя домой, обнаружить горячий ужин в микроволновке, свежий чай и телевизор, включенный на вашей любимой программе?"


Так или иначе, прогресс не остановить - в этом сходятся все респонденты, даже те, кому он не особо и нужен. И, надо сказать, это беспокоит не только Андрея, сотрудника крупной компании. Слишком уж многое начинает все больше и больше зависеть от состояния мобильной связи. Ряд экспертов, например, напрямую увязывают уровень её развития с уровнем экономического благополучия страны. Значит, нам в ближайшем будущем предстоит привыкать к новым, возможно - совершенно неожиданным услугам, от части которых "невозможно будет отказаться". Да, такое положение касается не только мобильной связи, но и многих других сторон нашего бытия. Но это уже совсем другая история.


обсудить на форуме >>>


Текст - Илья Никонов.
Статья написана для конкурса "Мобильные технологии и реалии современной жизни: "сотовая" Чувашия сегодня и завтра", проведенного компанией "Билайн"
июнь 2008 года

P.S.: имена респондентов изменены по их просьбам.


Сайт размещен на площадке компании "ВымпелКом (Билайн)"
наверх