Андрей Николаев: "Спорт, как и связь, соединяет с успехом"


Андрей Николаев - легендарная персона в сотовой связи Чувашии. Любой, кто лично знаком с комдиром ("комдир" - "коммерческий директор": "ник" А.Николаева на чебоксарских Интернет-форумах), согласится с этим определением.

В очередной раз Андрей Николаев стал "ньюсмейкером: в декабре Комдир вернулся в Чувашию, на этот раз в роли директора "Спортмастера". Как говорит он о своем новом назначении (с изрядной долей иронии): "выбился из связи в князи".

О метаморфозах IT-и спорт-бизнеса, немного о темных сторонах мира сотовой связи - в интервью с нескучным человеком Андреем Николаевым...


обсудить на форуме >>>


IT: Андрей, директор спортивного гипермаркета, одного из самых крупных в Поволжье - это серьезный личный успех. Но ты столько лет находился в эпицентре сотовых баталий, как в Чувашии, так и в других регионах, что трудно поверить в безболезненный переход из мира IT в торгово-спортивный бизнес. Не опасна ли столь резкая перемена "участи"?

Андрей Николаев (далее - А.Н.): Да нет, я просто перешел со второго уровня на первый). Если серьезно, никаких фундаментальных перемен не произошло, ведь связь и спорт связаны друг с другом гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Поле деятельности не меняется, трансформируется окружение, оболочка. Гиперцель что в связи, что в спортивном бизнесе одна и та же - экономический результат, который ожидает от меня компания. Отрасль в данном случае значения не имеет.

Есть другая сторона моего ухода из IT-сферы. Как ты знаешь, спорт всегда занимал важное место в моей жизни. Я пришел к тому, чем хотел заниматься всегда.


IT: Поговорим о "Спортмастере". А пришло ли его время в Чувашии? Андрей, в течение нескольких лет, во время наиболее бурного развития сотового рынка, ты был ведущим специалистом по маркетингу трех региональных филиалов сотовых компаний, поэтому превосходно знаешь, насколько были велики ожидания прихода "Билайна" в Чувашии (который в течение нескольких месяцев после открытия собирал очереди жаждующих подключиться к "Би"). Тебе знаком грандиозный ожиотаж, который вызвал приход "МегаФона" в 2004 г., понимаешь, почему второй год весьма успешно работает на чувашском рынке брэнд МТС.

Очевидно, что в нашей республике сотовая связь стала настоящей "священной коровой" общественного сознания.

Без "мобильника" мы жить уже не можем. А без хороших коньков? Едва ли не любой городской тинэйджер готов "удавиться" ради того, чтобы получить модный сотовый телефон, тысяч так за восемь. И если у него будет выбор: потратить эти 8 000 руб. на качественный спортивный костюм или на "мобильник", можно не сомневаться, что абсолютное большинство выберет сотовый телефон. Я не говорю о VIP-клиентах "Спортмастера", которые будут всегда, но которые никогда не сделают погоды на массовом рынке. "Спортмастер" собирается ждать, когда наступит 100% проникновение сотовой связи, и у массового потребителя появятся деньги на спортивный образ жизни?

А.Н.: Я бы не торопился драматизировать ситуацию. Как раз очевидная аналогия между "Спортмастером" и "Билайном". Уровень проникновения сотовой связи был в районе 10%, когда "Билайн" пришел в Чувашию. А людей, ведущих спортивный образ жизни, в республике сейчас несравнимо больше, чем 10%, я скажу крамольную вещь: спортивный стиль интересен гораздо большему проценту людей, чем сотовая связь. Весь вопрос в терминологии: что считать спортивным образом жизни:

Если сравнивать с тем, как развивался мобильный бизнес. До "Билайна" была острая тоска по нормальному качеству обслуживания, по нормальной тарифной политике. К тому же не было конкуренции, следовательно, у жителей Чувашии не было серьезного выбора.

Напротив, на чебоксарском рынке аксессуаров для спортивного отдыха была более спокойная ситуация. В нашем городе и до "Спортмастера" хватало мест, где продается спортивная одежда. Если у нас в городе был один магазин "Спорт", как в социалистические времена, то тогда приход "Спортмастера" вызвал бы не меньший ажиотаж, чем "Билайн" в 2001-ом. Дело не в этом.

"Спортмастер" - не просто торговые ряды с хорошим ассортиментом. Как и "Билайн", МТС, "МегаФон", мы предлагаем чебоксарцам принятть участие в изменении отношения к себе. Мы хотим сказать: "Спортмастер" - место, где может начаться новый виток вашей жизни".


IT: Первый раз, оказавшись в "Спортмастере", я с удивлением обнаружил, что сугубо спортивных товаров, наверное, меньше 50%, и в этом смысле "Спортмастер" мне напомнил "Евросеть" после диверсификации бизнеса. Кстати, такого количества известных марок обуви и одежды, собранных на одном пространстве в Чебоксарах, я, честно говоря, еще не встречал...

А.Н.: Именно так. Мы же не спортивный магазин в традиционном понимании. Мы занимаемся продажей товаров для спорта, но далеко не в первую очередь. С появлением "Спортмастера" в Чебоксарах на чувашский рынок пришел цивилизованный ритейл в области товаров для активного отдыха и спорта. Словом, все, что объединяет понятие "активный отдых", как за пределами города, outdoor, так и городская одежда и обувь sport lifestyle. В "Спортмастере" можно купить одежду, обувь, аксессуары разных ценовых категорий.


IT: Андрей, в своей новой работе ты будешь применять какие-то специфические приемы из своего богатого опыта, из наработок жесткого сотового бизнеса? Ведь и на чувашском рынке товаров для спорта есть конкуренция?

А.Н.: Конечно, конкуренция есть, мы ощущаем ее присутствие ежедневно. Конечно, мы не сможем быть такими же гибкими, как сотовые компании, которые быстро мимикируют в зависимости от рыночной ситуации, вводя локальные тарифы, адаптированные под местные условия. Впрочем, рано или поздно, сотовые компании придут к 4-5 универсальным тарифным схемам, как уже сделал МТС. Безоглядно прогибаться под рынок - гиблое дело. Кстати, "Спортмастер" отличается единой ценовой политикой во всех регионах: Вспомни тарифные действия "Билайна" в Чувашии за последний год, и все будет ясно. Мы должны зарабатывать.


IT: Все более жесткие правила игры на российском сотовом рынке сегодня как-то влияют на уход топ-менеджеров из IT-бизнеса? Не секрет, что все больший интерес к сотовому рынку проявляет государство, которое имеет право менять правила, приближая к себе одних, "равноудаляя" других. Порой целые компании смешивают с грязью. Не стал ли ты от такой игры? Чего бы ты не хотел увидеть негативного из мира сотовой связи в твоем бизнесе, которым ты сейчас занимаешься?

А.Н.: Грязи хватает в любом высококонкурентном и высокодоходном бизнесе. Сотовый рынок олигополичен, но я бы не торопился называть его однозначно нечестным: Правда попасть сегодня в число игроков практически невозможно.

Я надеюсь, что бизнес товаров для спорта и отдыха не будет подвергнут такому жесткому лицензированию, как сотовая связь.


IT: Спортивный бизнес в Чувашии является грязным?

А.Н.: Очевидно, нет, хотя бы потому, что здесь открылся "Спортмастер".

Когда на рынке работают два-три крупных игорка, всегда порядка больше, чем на базаре, где тусуется полсотни мелких точек. Не будем затрагивать тему конкуренции на рынке спортивных и околоспортивных товаров, приведу аналогию с чебоксарским салонами связи. Вспомним приход "Евросети" в Чувашию.

Первая реакция: катастрофа, дилерское сообщество пришло в панику, и не все могли сдержать удар, немало небольших дилерских точек кануло в Лету. Зато выжившие "аборигены" нашли в себе силы подняться до уровня "пришельцев", а в итоге выиграл потребитель. Большие площади, громадный ассортимент, отличное профессиональное обслуживание, система бонусов и скидок, гарантия на товар - это единственный путь для бизнеса, ориентированного на массового потребителя.


обсудить на форуме >>>


Беседовал - Андрей Иванов

Журнал "IT-News", 15 января - 1 февраля 2006 года

Внести исправления и дополнения можно, позвонив по телефону 44-15-55 (служба обновления информации на справочном портале cheb.ru), или в специальной теме на форумах.

Сайт размещен на площадке компании "ВымпелКом (Билайн)"

наверх