НА-СВЯЗИ.ru в Чувашии - информационный портал г. Чебоксары

Phantom Family


обсудить на форуме >>>


[интервью с Толстопузом] [интервью с Andy Fer'ом]

В наше время компьютеры стоят практически в каждом доме и офисе. В большинстве своём это компьютеры, работающие на процессорах семейства x86. Никто, похоже, не удивляется этому факту. А ведь было время, когда широкое распространение имели совершенно другие машины.

Elite

Так в начале 90-х годов Чебоксарский приборостроительный завод, осваивающий конверсию, начал серийный выпуск компьютеров "Спектрум" на базе процессоров Z80. Чебоксары стали центром сборки недорогих компьютеров, состоящих из одной объемной клавиатуры, включающей в себя всю электронную начинку. Компьютер можно было подключить к монитору или, если такового не было, к телевизору. Устройством чтения и записи программ в нём мог быть обычный кассетный магнитофон. На кассетах же распространялось и первое программное обеспечение. Конечно, была возможность подключения дисковода, но позволить приобрести его могли далеко не все пользователи данного компьютера.

Exolon

Благодаря невысокой стоимости "Спектрум" в короткий срок приобрёл большое количество поклонников, став практически народным компьютером. Как-правило, его приобретали для игр. Но были и люди, которых более интересовало программирование, дизайн, написание музыки, создание интересных эффектов и алгоритмов. Кто-то делал это в одиночку, кто-то объединялся в группы, что позволяло более эффективно работать. В этой статье я хочу рассказать, пожалуй, о самой известной ZX-команде Чебоксар - Phantom Family.


***

Команда эта была объединением множества групп с целью повышения работоспособности, за счет увеличения количества людей, причастных к созданию проектов. Одной из самой крупных групп, принявшей участие в подобном объединении, стала Phantom group. Сегодня я беседую с её руководителем - Григорьевым Владимиром также известным как Толстопуз.


- Представься, пожалуйста.

Григорьев Владимир. В младенчестве Вовка Толстопуз. Сейчас Хахахой. Тут некоторые Хахапузом называют. Ну так вот - не склонять и не сливать...


- "Спекки" был твоим первым компьютером? В каком году он у тебя появился?

Нет не первым.

Где-то в 86-ом к нам в школу завезли программируемые калькуляторы. Программки писать тогда начал. Помню мы в течении года звездолеты на Луну сажали Это я так, к вопросу почему на ней так кратеров много...

Потом в УПК пошел. Там были "Агат"-ы. Кульные по тем временам машинки. Там культом были Loderunner-ы всякие. Опять же клингонов в стар-треке секторами вырезал Так что в космосе жизнь не ищите... Нет ее там... Больше...

Где-то в 88-ом появился дома первый настоящий комп. Назывался он "Радио-РК 86". Программулины там писал всякие. И игрушки помнится текстовые. Тогда же вверг страну в продовольственный кризис - съев Пекманом все съедобное...

А вот "Спекки" взял только в 90-м. После РК и Агата он мне очень даже приглянулся. А потом была "Elite"... Пришлось заняться обустройством личной жизни в эпоху дикого капитализма...


- С появлением компьютера долго проходил процесс перехода от программирования в одиночку к созданию команды программистов?

Я сколько себя помню всю жизнь в какой-то команде был. Команды год за годом менялись. По настоящему в команде, себя ощутил только с приходом в "Фантом". Хотелось бы выделить, кстати, двух по настоящему талантливых "Фантом"-овских креативщиков.

Это... Нет, не я... И снова не я, уважаемые. Это Сергей Гусев и Сергей Ильин. О них еще раз немного попозже.


- Как появилась "Phantom Family"? Долго ли шли к его созданию?

Каюсь... Моя ошибка... Не доглядел.

В 1995-м году группа "Фантом" начала выпуск электронного журнала под "Спектрум" под названием "Sinclair Town". И естественно вокруг нас начали собираться умные ребята, и даже готовые группы.

Появилась идея общего объединения групп. Это должно было повысить работоспособность, за счет увеличения количества голов, причастных к созданию проектов. Второй целью было создание места, где люди смогли бы обучаться программированию на "Спекки" и повышать свой уровень...

Первоначальные договоренности возникли в конце 1995-го года между "Фантомом" и "Golden Dreams Group" (известны были своими демками и дискировками) - наиболее мощными на тот момент группами в Чебоксарах.

Затем к нам присоединились "#FF"(дискировки, демки), "Парсек" ( "Master of Orion" для "Спекки" ), "Фрегат" и "RUS21" (демки), другие группы и товарищи... Всех помню, не обижайтесь... Но нас было действительно много.

Просто возьмем старые "Sinclair Town"-ы и вспомним детство


В середине 1996-го Андреем Фером ("Фрегат") была организована поездка на его историческую родину в которой участвовало несколько десятков молодых парней - от 16-х до 24-х лет. Там у костра мы все решили окончательно.

И в сентябре 1996-го, наконец, нашли место, где мы могли собираться... На первой встрече окончательно и единогласно решили, что лидером получившегося объединения будет Андрей, показавший себя хорошим организатором.

На этом закончился этап организации и реально появилась группа "Phantom Family".

Через очень небольшое время, убедившись, что все в порядке и "крутится", я ушел со "Спектрума", так что дальнейшую историю лучше узнать от Андрея


- Сказалось ли на развитие клуба то, что на "Эларе" стали выпускать "Дельты-С"?

Сказалось, конечно. Это же конвеер был. Но на мой взгляд всеже больше сказалось наличие фирмы "Дельта-С". Там всегда были открыты к общению, помогали советом, занимались развитием "Спектрума". Но они сделали свою ставку на "zx-next". Вложили очень много денег и это была их ошибка.


- Какое место занимал Phantom Family среди чебоксарских компьютерных клубов?

На момент создания и долго после доминирующее. Осталась только одна большая группа "Kingdoom Dreams" из Новочебоксарска, которая, кстати, обычно присутствовала на всех наших собраниях и принимала активное участие во всех обсуждениях, что затевались.


- Поддерживался ли клуб местными властями, различными организациями и т.д.?

Официально нет, не официально тоже. Очень помогла Бакшаева Н.В. (ДДиЮТ). У нее хостились наши ребята... Но тоже не долго...

К началу группа объединяла человек сорок. Костяк был человек пятнадцать где-то. Потом численность росла и падала...


- Проходили ли встречи участников?

По началу на этапе создания на квартирах - у меня и IS-а, Max-a и др. Потом в ДДиЮТ северо-западного района и ДДиЮТ, что на заливе. Потом снова на квартирах...


- Много программного обеспечения было написано?

Я расскажу про пред-Family период все-таки.

В то время основными направлениями нашей работы были следующие: Дискировки игр. Брались игры, которые в Чебоксарах были только на кассетах, ломалась их зашита, добавлялась интрушка (маленькая демонстрационная програмка), добавлялись разные примочки, иногда исправлялись ошибки, иногда они добавлялись , иногда немного изменялся код игры (так, к примеру, в "Принце Персии" Никодима, переделанном IS-ом был добавлен финал и исправлены некоторые из его ошибок, а также игрушка была адаптирована к более старым моделям компьютеров). Делался дисковый загрузчик и вы могли играть в игру с дискет. Иногда даже на более слабых компьютерах.

Демки. Демосцена на тот момент была очень развита. Было написано много разных дем и мега-дем, которые показывали как недокументированные возможности "Спектрума", так и возможности самого человека осуществить неосуществимое... Сейчас, конечно большинство смотрится анахронизмом, но по тем временам - это было круто...

Электронный журнал. "Синклер Таун" - был журналом, который нас всех и объединил. Веселые, юморные статьи чередовались там с описаниями игр, и железа, советами программистам. Специально для журнала была сделана оболочка, поддерживающая резидентные спецэффекты, музыку и много чего другого...

Игрушки. Этим славились группы "Фантом","Парсек" и "#FF". Так "Парсек" (Сергей Павлов, Артем Егоров), к примеру, написал порт "Master of Orion" для Спектрума. В дальнейшем игра в работоспособном состоянии была отдана на доработку в "Phantom Family", где и увидела свой релиз где-то через год с лишним. Про "#FF"(Rojer) - лучшей их игрушкой, на мой взгляд, был "Кубик Рубика". Появился он уже в эпоху "Phantom Family". "Фантом" - а конкретно Сергей Гусев, специализировался в основном на текстовых адвентюрах с рисованными картинками.

Наиболее его известная игра - "Ленин". Позднее, уже в "Фантом Фемили" к нам присоединилась группа "Братья", делавшая аркадные игрушки.

Утилиты, полезные программы. Хотелось бы отметить работу SIMM-а (GDG). Он написал компрессор и декомпрессор файлов, которые использовались во многих наших работах.

Музыка. Здесь беспрекословно победит Андрей Фер. Иногда я слушаю эту музыку и сейчас... На эмуляторе...


- Поддерживают ли сейчас участники PhF отношения между собой?

Да. Изредка. Кроме того, все еще иногда делаем общее дело. Так, к примеру, я(Толстопуз,ex-"Фантом"), Сергей Павлов (Serp,ex- "Парсек"), Сергей Мулин (SIMM,"GDG") и Юрий Тинюков (Yeti, "Rus21") написали вместе игровой движок под Direct X 8.0 "beta3Dengine", на основе которого была сделана игрулька "Koboldwelt".


- Купил ли ты себе персональный компьютер?

Да, несмотря на свою позицию, выведенную в свое время в журнале (PC - не для тех кто хочет создать свой игровой мир), я купил себе PC. Сейчас мнение изменилось. PC за последние семь лет стал очень близок к народу, появилась информация по программированию, которой раньше так не хватало, а также языки программирования для простых людей ("DarkBasic" и т.п.)


А "Спектрум"... Он был мечтой. Мечтой меня и я думаю всех членов нашей группы. Это был мир, в котором мы были богами и могли творить свои миры. Но боги не вечны... Им на смену всегда приходят другие...



Технические характеристики
компьютера ZX-Spectrum:
Частота процессора - 3,5 MHZ
Оперативая память - 48/128 Кб
Разрешение экрана - 256 х 192 пикселей
Количество цветов - 16

***

"Крестным отцом" Phantom Family стал Andy Fer. Личность целеустремленная и сильная, он имел талант музыканта и был неплохим кодером. Мне удалось связаться и с ним.


- Представься, пожалуйста.

Андрей Александров aka Andrew FER/Phantom Family.


- "Спекки" был твоим первым компьютером? В каком году он у тебя появился?

Первым компьютером, с которого и пошло увлечение - это школьный "БК". С него я и начал познавать компьютерный мир. А Спектрум у меня появился случайно, о чем я не жалею. Решившись на покупку компьютера для дома, я с родителями приехал в магазин, где уже давно присмотрел себе "БК". Рядом на прилавке стоял еще один компьютер - "Дельта", как мне объяснили, что этот компьютер "как БК", но чебоксарского производства, поэтому "с гарантией проблем не будет"... Вот так вот у меня и появился Speccy. На дворе стоял 1991 год.


- С появлением компьютера долго проходил процесс перехода от программирования в одиночку к созданию команды программистов?

Трудно сказать. Уже тогда я был руководителем школьного центра по созданию программного обеспечения "Алгоритм". Мы разрабатывали программы для проверки знаний учеников, которые применялись у нас в школе. Кстати, жил я тогда в районном центре Чувашии - селе Красноармейское. Спектрум у меня появился одним из первых (тогда он еще был кассетный), а я уже начал приобщать народ через демонстрацию игрушек, демок, программок. По сравнению с БК, это конечно было намного "круче".

Вскоре, появились единомышленники, а еще через некоторое время мы вдвоем образовали группу "АиД - Дельта" (позже переименованная в "Fregat group"), куда входило 2 человека - я как музыкант и программист, ну и дизайнер-художник (Денис Петров aka Den Hope).


- Как появилась Phantom Family (PhF)? Долго шли к его созданию?

Уже в пору студенчества, я видел как развивается Спекки в Москве, Питере. Качество их работ впечатляло многих. А мне хотелось найти единомышленников у нас, в Чебоксарах, хотелось добиться такого же уровня и всесоюзной известности . Хотя в то время было несколько групп, писавшие софт на Спектруме, и уже известные в Чебоксарах (одни из самых известных - Phantom group, во главе с Григорьевым Володей (ака Tolstopuzz, aka Hahahoj), #FF (Forgotten Future), Golden Dreams Group, Hackers United, студия Парсек...

В 1996 году я познакомился с Толстопузом, встречу с которым можно назвать исторической вехой в истории создании PhF (пользуясь случаем, я хочу передать огромный привет Володе). Именно ему и Phantom Group PhF обязано присутствием в своем названии слова Phantom: Официально же, дата рождения "семьи фантомов" - октябрь 1996 года.

Кстати, вот, выдержка из неопубликованных мемуаров:

...Начиналось все это давно. В далеком 1996 году, когда спектрум переживал свое новое рождение (о, Боже, сколько же рождений переживал speccy за вот уже почти 20 лет!) в России. Новые группы и труппы появлялись как грибы после дождичка, все пытались привнести что-то свое на спектрум, постоянно с кем-то боролись, ругались, объединялись, доказывали и показывали крутизну яиц и ширину "растопырок", вобщем - жили. Для многих это было не просто увлечением. Нет, это было наркотиком, смыслом жизни. Способом самоутвердиться. А что надо современной молодежи!?

В городе, где я жил в общежитии и учился в универе (вобщем-то даже не на техническом факультете), уже были свои спектрумисты-старики, и почти со всеми я был знаком. Медленно осуществлялись проекты: ezine Sinclair Town, всяческие краки, демки ну и остального по мелочи. Но чего-то не хватало для полного счастья. Не было глобальности. Не было желаяния доказать этим крутым CodeBusters, Rush, Prestige, что и в провинции (hehe) есть ягоды в ягодицах. В воздухе витала идея трансформации - тем более что "старичков" уже начали поджимать снизу "молодые и голодные, но талантливые" (о, безусловно!, и время это покажет).

Время (а это был отябрь'96) сказало: "надо" - и все активные спектрумисты собрались вместе в помещении какого-то клуба юных техников в северо-западном районе. Главный вопрос был один "а надо ли нам это объединение?". Господи, сколько часов сотрясений воздуха, нервов, соплей и грязи пришлось пережить, чтобы в PhF вошло человек 20-30! Я прекрасно знал и понимал, что это явление временное, что через год-два в группе останется лишь костяк из 5-6 человек. Но какой костяк! Именно их можно назвать семьей фантомов. Прошедших и огонь, и воду, и медные трубы.


- Сказалось ли на развитие клуба то, что на "Эларе" стали выпускать "Дельты-С"?

Скорее наоборот, выпуск Дельт сказалось на становлении клуба.


- Какое место занимал Phantom Family среди чебоксарских компьютерных клубов?

Честно говоря, не знаю. Знаю, что в Чебоксарах мы были и, наверное, остаемся "элитой" спектрумовского движения, теперь уже известные в speccy-кругах СНГ и мира.


- Поддерживался ли клуб местными властями, различными организациями и т.д.?

Какое-то время, да. Пользуясь случаем, я хочу выразить признательность за предоставление места "для тусовки" Бакшаевой Н.В. (ДДиЮТ), в стенах которого мы собирались два раза в неделю, обсуждать свои планы, и даже встретили Новый 1997 год.

Честно говоря, мы особо и не стремились получить поддержку властей.


- Какой год оказался наиболее результативным? Сколько людей "семья" объединяла в это время?

1997-1999 - это наверное пик результативности, было реализовано множество различных проектов. Переведены под "отечественную" дисковую систему десятки и сотни различных игр, выпущен авторский диск, куда входили "игры", "системки", "демки".

А количество людей: конечно, оно сокращалось. И к 1999 году уже сформировался основной костяк. Некоторых я назову - Ларин Евгений aka Mad Vins, Муллин Сергей aka SiMM, Юра Тинюков aka Yeti, Гребняков Александр aka Dr.Sioux, Архипов Николай aka Rojer, Волык Алексей, Сергей Максимов as Archimed, Федя Никитин as Ally, Яппаров Альберт as Stager, Ласков Иван aka DRV53b6 aka Globalus. Чувствуете, какие имена? Многие из "фантомовцев" сейчас достаточно известные личности

Надо сказать, что PhF контролировал весь поток ПО для Спектрума в Чувашии, наверное, не было ни одного шумного проекта, к которому мы бы не приложились. Многие журналы, крупные игры проходили непосредственно через наш crack department (во главе Maddy) и только после этого достигали реселлеров и конечных пользователей.


- Проходили ли встречи участников? Если не секрет, то где и как? Где находилась "штаб-квартира"?

Естественно, проходили. И где только они не проходили. Постоянную штаб-квартиру выделить трудно - это и моя комната в общежитии (никогда не думал, что комната в 18 кв.м. может вместить 10-15 человек), и фирма "Дельта-С", и квартиры наших members.

Как ни странно, алкогольными пьянками это назвать трудно - сам я человек не пьющий, поэтому встречи проходили креативно.


- Участвовала ли ваша команда в российских Party?

Участвовала и участвует. И не только российских, но и зарубежных, реальных и виртуальных, где занимали призовые места. Ранее, конечно, мы выставляли больше работ - и музыку, и графику, и intro (демо, ограниченное по объему). Сейчас - музыку, иногда intro. В прошлом году главное российское Party проходило в городе Казани, где PhF присутствовало в лице 2 ее членов - меня и Maddy.

Пользуясь случаем, хочу обратиться ко всем, кто реально интересуется компьютерным творчеством - пишет музыку, рисует, кодит эффекты на Speccy или PC - PhF заинтересовано в талантах, жаждущих покорить мировую компьютерную сцену (scene) и помочь в этом.


- Много программного обеспечения, игр, музыки было написано? Расскажи о наиболее выдающихся работах?

Может и не так много, как задумывалось, но достаточно чтобы нас заметили. Consul commander (основной разработчик - Dr.Sioux/PhF) - это оболочка (типа Нортон Коммандер на ПиСи), я до сих пор считаю ее лучшей в постсоветском пространстве. И не зря - в ней применены такие технологии, что до сих пор их используют (правда немного трансформированно) другие разработчики при построении аналогичных программ. ProTracker 2.4. - римейк популярного на спекки музыкального редактора. Нам приятно было слышать благодарные отзывы многих популярных и элитных музыкантов. А в итоге, следующее поколение этого редактора уже по умолчанию приняло наш стандарт интерфейса. LZpack (by SiMM/PhF) - очень скоростной и с достаточной степенью сжатия упаковщик файлов, с функцией скрытия исходного кода, осложняющий взлом программы.

Игры: Кубик Рубика (Rojer/PhF), 6 in Line, демоверсия "Master of Orion" (Parsek and PhF), Broken Heart. Музыки было тоже написано много.


- Слышал о сети ZX-Net. Как она была организована? Существует ли она в настоящее время?

К созданию этой сети прямо приложил руку Dr.Sioux. Под его натиском вместе с сотрудниками фирмы Дельта-С были собраны модемы, которые продавались по смешным ценам, что достаточно быстро привело к тому, что образовалась ZX-Net.

Вплоть до 2001 года, Phf активно принимала участие в его работе. Вплоть до создания Чувашского гейта ZXNet. В результате чего, человек имеющий доступ к Спектруму и телефону мог переписываться со спектрумистами России и вообще всего exUSSR, читать фидошную почту, эхоконференции.

В настоящее время ZXNet существует. Alchemist/THH (aka Константин Скобелев) является ее координатором в Чебоксарах. И, насколько я знаю, он собирался восстанавливать гейт в Чувашию. Многие пользуются этой сетью уже на PC.


- У Phantom Family есть свой сайт в Интернете?

Сейчас нет.


- У "Спектрума" есть будущее? В каких сферах он используется и по сей день?

Современный Спектрум и все, что с ним связано - это underground. В основе своей молодежь, взращенная на PC, к сожалению, уже не знает что такое Спектрум. Сейчас модно мериться своими ПиСями, нежели уровнем и компактностью кода, музыки, графики. Поэтому в настоящее время speccy - это retro компьютер, стоящий на западе хороших денег и являющийся объектом коллекционирования, это party-машина демонстрирующая возм ожности 8 битных компьютеров.

А будущее: Есть ли будущее у автомашин выпуска 1910 года? Это история, в которой мы, PhF, принимали участие и творили.


- Купил ли ты себе персональный компьютер? Чем сейчас является "Спеки" в твоей жизни?

Да, у меня есть ПиСи, которым я пользуюсь в повседневной жизни. А Speccy и вообще party-культура - это теневая сторона моей жизни, в которой у меня есть многое: друзья и знакомые, признание, и вообще это особый, увлекательный мир.


- Поддерживают ли сейчас участники PhF отношения между собой?

Естественно. Мы стараемся поддерживать отношения. Более того, эти года, прожитые вместе сделали многих из нас настоящими друзьями, даже если многие сейчас и не занимаются Спектрумом. И кстати, никто не говорил о роспуске команды, тем более, есть ряд незавершенных проектов.


- Помогает ли тебе знание "Спектрума" в том, чем ты сейчас занимаешься?

Помогает опыт работы в команде, инициативность, умение мыслить и отвечать за свои действия. И я думаю, всем время работы в PhF пошло только на пользу.


обсудить на форуме >>>


Текст - Алексей Радченко

Интернет-портал НА-СВЯЗИ.ru


"Публикации" >>>


Сайт размещен на площадке компании "ВымпелКом (Билайн)"
>
наверх